В июне 2020 года 65 педагогов Белгородской области прошли курсы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации». Впервые курсы повышения квалификации, проводимые только в очном режиме, состоялись в онлайн формате с использованием платформы ZOOM. Это мера была связана с рядом ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции. В том числе на проведение публичных мероприятий.
По инициативе ректора БелИРО, доктора психологических наук А.А. Бучек, подобные курсы было решено проводить в онлайн формате. Преподавателями курсов стали поведенческие аналитики Белгородской области, кураторы уже существующих ресурсных классов области для детей с РАС.
Специалисты полагают, что такой формат дистанционного обучения оправдан для тех, кто только начинают свой путь в образовании детей с РАС. Такие курсы выявляют мотивированных специалистов, которых институт будет рекомендовать для участия в проектах. Это проект «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (руководитель А.А. Бучек). И проект, поддержанный Фондом Президентских грантов, «Доброжелательная школа - школа для всех и для каждого» (руководитель Н.В. Злобина).
«Мы не могли перенести курсы на следующее полугодие 2020 года, потому что с сентября в Белгородской области открываются новые ресурсные классы для детей с РАС. С другой стороны, мы не хотели терять качество подготовки специалистов, переведя занятия исключительно в заочный формат», - подчеркнула доцент кафедры психологии и дефектологии БелИРО, руководитель РУМО по вопросам образования детей с ОВЗ О.П. Нагель.
Для проведения обучающих курсов с особой тщательностью готовился образовательный контент. По каждой заявленной теме, а их насчитывалось 21, были включены не только тексты лекций и практикумов, но и презентации, видеолекции онлайн-курса «Инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения» (проект АНО «Атмосфера» «ЦППС» (г. Новосибирск). В будущем институт планирует записать на видео собственные лекции и использовать их в процессе обучения.
На кафедре психологии и дефектологии БелИРО отмечают, что удалось опробовать вариативную модель обучающих курсов тьюторов для детей с РАС. Она позволила минимизировать риски, связанные с неполадками в связи, потери качества подготовки из-за пропусков. Вместе с тем, это потребовало дополнительных временных и ресурсных затрат от организаторов. Например, проведение предварительного обучения лекторов работе с платформой ZOOM, постоянно контролировать присутствие обучающихся.
«Как руководитель РУМО по вопросам образования детей с ОВЗ считаю, что мы совершили определенный прорыв в сфере дистанционного обучения. Для меня как профессионала - это очень важно. Но хочу отметить, что это было невозможно без команды профессионалов, наших коллег из центра дистанционных образовательных технологий и центра организации и сопровождения образовательной деятельности», - отметила О.П. Нагель.
Обучение с использованием платформы ZOOM позволяет развить у педагогов умения пользоваться онлайн сервисами, файлобменниками, чат-технологиями, различными интернет-ресурсами. Эти полезные навыки позволят педагогам в случае необходимости реализовать и дистанционное образование детей с ОВЗ.
Ранее, в интервью региональному изданию Белпресса, первый заместитель начальника департамента образования, начальник управления образовательной политики области Н.М. Рухленко рассказал, что на Белгородчине вместе с фондом содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде» реализуется проект по созданию и внедрению системы образования, социализации и комплексного сопровождения детей с РАС, их семей. Одно из направлений этого проекта – создание ресурсных классов и групп. По словам Н.М. Рухленко, для кадровой укомплектованности ресурсных классов и групп в 2020 году БелИРО целенаправленно обучит более 230 педагогов-тьюторов.
* Напомним, цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации. И самое главное: основная задача тьютора — стать ненужным ученику. Полная самостоятельность ученика в школе является нашей основной целью.