ОТВЕТ:

Нет. С учетом норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49) Порядком аттестации, утвержденным приказом № 196, не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по их желанию.

ОТВЕТ:

Сроки действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» Порядком аттестации не предусмотрены. При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 55 Порядка аттестации дифференциация в оплате труда с учетом указанных квалификационных категорий может осуществляться только при выполнении педагогическими работниками, которым установлены соответствующие квалификационные категории, дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Необходимо, чтобы педагогические работники, имеющие (имевшие) первую квалификационную категорию по одной из должностей, при принятии решения об участии в аттестации в целях установления высшей квалификационной категории предварительно провели объективный анализ своей профессиональной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия принимает решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Нет. Педагогические работники, замещающие должности «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике 2 непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных организациях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), не вправе претендовать на установление указанной квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Да. Комментарий: в соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявление в целях установления высшей квалификационной категории педагогический работник вправе подавать, имея первую или высшую категорию по любой должности, как это ранее было рекомендовано положениями Отраслевых соглашений, заключенных Минпросвещения России и Минобрнауки России с Общероссийским Профсоюзом образования на 2021-2023 годы.

ОТВЕТ:

На усмотрение руководителя образовательной организации. В соответствии с положениями Отраслевого соглашения, заключенного Минпросвещения России и Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки РФ на 2024-2026 годы (пункт 5.10.1) рекомендовано осуществлять оплату труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории по одной должности за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении № 3 к Отраслевым соглашениям, а также в других случаях, если по обеим должностям совпадают профили работы (деятельности).

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Педагогический работник может подать заявление в аттестационную комиссию в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» со дня вынесения решения аттестационной комиссии об установлении ему высшей квалификационной категории, т.к. Порядком аттестации не устанавливается период времени со дня вынесения аттестационной комиссией решения об установлении высшей квалификационной категории, через который педагогический работник может подать заявление на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».

ОТВЕТ:

На усмотрение самого педагогического работника. Порядком аттестации не установлены сроки деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, которые дают педагогическому работнику право для обращения в аттестационную комиссию для аттестации в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».

ОТВЕТ:

За 3 месяца до истечения срока действия первой квалификационной категории подать заявление в аттестационную комиссию, приложив документ, подтверждающий установление первой квалификационной категории. Пунктом 2 приказа № 196 дополнительно гарантируется сохранение уже установленных квалификационных категорий педагогическим работникам вне зависимости от действия приказа № 276. Учитывая то, что предусмотренные Порядком аттестации № 276 показатели профессиональной деятельности педагогических работников, на основе которых устанавливаются первая и высшая квалификационные категории, были перенесены в Порядок аттестации, утвержденный приказом № 196, считаем целесообразным аттестационным комиссиям принимать решение об установлении квалификационной категории с учетом ранее принятого решения в отношении конкретного педагогического работника, а также с учетом положений абзацев 4 и 5 пункта 31 Порядка аттестации № 196.

ОТВЕТ:

Да, может, поскольку Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

ОТВЕТ:

На основании заявления педагогического работника и ходатайства работодателя, сформированного на основе решения педагогического совета образовательной организации, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации.

ОТВЕТ:

В соответствии со статьей 49 Закона об образовании, а также Порядком аттестации не предусматривается возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников. Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. При этом не предусматривается установление дополнительных показателей, критериев, не предусмотренных пунктами 35 и 36 Порядка аттестации. Также не устанавливаются требования к педагогическим работникам о представлении письменных отчетов (самоанализа) о своей профессиональной деятельности, распространении опыта по определенной форме, в определенном объеме, представлении рецензий, отзывов на авторские разработки и т.п. В заявлении в аттестационную комиссию сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях 11 педагогические работники сообщают в свободной форме. Порядком аттестации не предусмотрены полномочия по разработке на региональном уровне какой-либо шкалы (в баллах, в процентах и иного инструментария) при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, из-за которых педагогическому работнику может быть отказано в установлении квалификационной категории.

ОТВЕТ:

Если при аттестации педагогического работника в целях установления первой квалификационной категории в соответствии с Порядком аттестации у него имелась первая квалификационная категория, установленная по ранее действовавшему порядку, срок действия которой не истек на день принятия решения аттестационной комиссией об отказе в ее установлении бессрочно, то первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия. При этом согласно пункту 41 Порядка аттестации педагогические работники, которым отказано в установлении квалификационной категории, могут обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При аттестации в целях установления педагогическому работнику высшей квалификационной категории, имевшему по состоянию на 1 сентября 2023 года первую квалификационную категорию, срок действия которой на день принятия решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории не истек, первая квалификационная категория сохраняется до окончания срока ее действия согласно пункту 40 Порядка аттестации. При этом педагогический работник, которому было отказано в установлении высшей квалификационной категории, может в любое время обратиться с заявлением в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления первой квалификационной категории, поскольку решение аттестационной комиссии в данном случае не было связано с отказом в установлении первой квалификационной категории.